Сотрудниками лаборатории транспортных систем карьеров и геотехники ИГД УрО РАН разработан комплекс компьютерных и математических моделей. Уточнена область применения карьерных подъемников.

Сотрудниками лаборатории транспортных систем карьеров и геотехники ИГД УрО РАН разработан комплекс компьютерных и математических моделей (диссертационная работа Чендырева М.А. на соискание степени кандидата технических наук). Комплекс позволяет быстро произвести оценку технико-экономических показателей и эффективности применения карьерных наклонных канатных подъемников (КНКП), которые могут быть двух видов: скиповые или автомобильные.

В отечественной практике есть пример использования скипового подъемника на Сибайском карьере (Башкортостан, Россия), который позволил за счет экономии затрат на транспортирование увеличить объем добытой руды. Такой вид транспорта позволяет сократить эксплуатационные расходы в два раза. Однако из-за высоких капитальных затрат и необходимости точного прогнозирования правильного расположения подъемника в карьере на весь период его эксплуатации, он не получил широкого распространения.

Разработанная на основе современных компьютерных технологий методика расчета технологических параметров КНКП позволяет делать это намного точнее и рассматривать большое количество вариантов, выбирая наиболее экономичный для каждого конкретного месторождения. Это позволяет при современном проектировании разработки месторождений эффективно использовать данный вид транспорта.

Рисунок 1 – Общий вид автомобильного наклонного карьерного подъемника (АНКП)

Путем многочисленных расчетов и обобщения данных о функционировании внутрикарьерных подъемных установок установлена область эффективного применения КНКП в зависимости от горно-технических условий. Результаты работы представлены в статье [Чендырев М. А. Обоснование условий эффективного применения карьерных канатных подъёмных установок / М. А. Чендырев // Транспортное, горное и строительное машиностроение: наука и производство. – 2024. – № 25. – С. 141-148. – DOI 10.26160/2658-3305-2024-25-141-148.]. На графиках (рисунок 2) видно, что область применения ограничивается тремя основными критериями:

- технологическим – предельно возможной производительностью;

- техническим – прочностью подъемных канатов;

- экономическим – затраты в сравнении с альтернативным транспортом.

Рисунок 2 – Область эффективного применения карьерного автомобильного наклонного подъемника (АНКП) на трехмерном графике